Суббота, 05 Апр 2014

                                        

Акция "Птичий дом"


76 апреля в парке Фили совместно с ГПБУ «Управление ООПТ по ЗАО» и Благодварительным фондом «Экология для всех» провели акцию «Птичий дом». Сотрудники управления организовали увлекательные мастер-классы и экологические игры.

 

В самом начале акции, с 12 до 13.30, в "Фильке" было о-о-о-очень много народу: раскрашивали скворечники к конкурсу, делали из бумаги птичек на пальчик, участвовали в викторине и просто грелись. К 15.00 - когда собственно начался конкурс на лучший скворечник и награждение победителей - многие гости парка уже разошлись по домам, поэтому призы были вручены не всем. Самые стойкие торжественно прошествовали к месту крепления скворечников-призеров и запечатлели этот момент на свои фотоаппараты.

День птиц в ПЗ "Долина реки Сетунь"


 

DSCN88994–го апреля 2013 года на территории природного заказника «Долина реки Сетунь», специалисты ГПБУ «Управления ООПТ по ЗАО» провели акцию «Каждому певцу по дворцу!» в рамках Международного дня птиц. На акции дети, совместно с родителями и специалистами Управления изготовили скворечники , поучаствовали в экологических викторинах. Кульминацией мероприятия стало развешивание скворечников на территории природного заказника, ведь каждый подписал свой скворечник и хотел знать на каком из деревьев весит именно его скворечник. Все дети обещали, что будут приходить и наблюдать за изготовленным ими «дворцом».

Пресс служба ГПБУ "Управления ООПТ по ЗАО"

Кубок по спортивной орнитологии "ВЕСНА - 2013"


 Стартует Кубок Столицы по спортивной орнитологии
«Весна-2013»
Всем, всем, всем!

99c1c12852На исходе четвертого месяца зимы мы рады предъявить вам первые признаки весны, а именно, сообщить, что в Москве замечены большие стаи скворцов и чижей, на кормушки пожаловали зяблики и вьюрки. И как ни пытается в этом году зима отсрочить наступление тепла, природа берет свое, а птицы летят и летят с юга, повинуясь вековому инстинкту.

Не откладываем нашу орнитологическую весну и мы: 6, 13 и 14 апреля стартует традиционный Кубок Столицы по спортивной орнитологии «Весна-2013».

 

День птиц

den pticКаждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного. Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

2 и 4 апреля 2013 года ГПБУ «Управления ООПТ по ЗАО» проводит мероприятия, посвященные «Международному дню птиц».


4 апреля в 13.00 на территории Природного Заказника «Долина реки Сетунь» (ул.Кременчугская) будет проведена акция «Каждой птичке - свой домик», которая приурочена к «Международному дню птиц». В рамках этой акции специалисты Управления для всех желающих проведут мастер - класс по изготовлению скворечников и развесят «домики», будет проводиться экологическая эстафета «Птичий лабиринт».
И 2-го апреля 2013 года в 11.00 - мероприятие, посвященное «Международному дню птиц» пройдет в Детском доме №11, под названием «Сороки».

Подведены итоги конкурса "Белая тропа"


1В номинации викторина  «Следопыты на белой тропе» (подведение итогов проводилось по бальной системе.)

победитель Донецков Андрей - 18 баллов.


В номинации «Загадочных следов переплетенье» ( конкурсы фотографий и аппликаций )

1 место – Кузьминова Настя, 5 гр., ГБОУ Д/C № 2098

2 место – Палкин Глеб, 4 года, 6 гр., ГБОУ Д/С № 2098

3 место – Щербаков Юра, 5 лет, 12 гр., ГБОУ Д/С № 2098

День воды

 

24 марта (воскресенье) с 11:00 до 16:00 в музее им.К.А.Тимирязева прошел экологический праздник «ДЕНЬ ВОДЫ». На мероприятии проводились викторины «В гостях у Бобра», мастер-классы «Веселые плавнички», «Рисуем аквариум», роспись по дереву, декупаж и биологические игры «Загадки моря», демонстрации опытов, занятия с микроскопами , демонстрация живых коллекций водных обитателей от клуба MyReptile. ru , с помощью микроскопов посетители смогди увидеть самых крошечных водных обитателей, проводились опыты «Игра в прятки», веселый аква-гримм, интерактивная музыкальная викторина «Птицы на водных просторах России».
На этих занятиях специалисты ГПБУ «Управления ООПТ по ЗАО» познакомили посетителей с самыми разными обитателями водоемов, узнали об их особенностях и взаимоотношениях, увидели опыты с водой и даже попробовали смастерить обитателей воды самостоятельно!

GFRANQ UTJWTYJP_31432313_MEOW-MEOW  GFRANQ UTJWTYJP_31432323_MEOW-MEOW  GFRANQ UTJWTYJP_31432493_MEOW-MEOW  GFRANQ UTJWTYJP_31432583_MEOW-MEOW GFRANQ UTJWTYJP_31432341_MEOW-MEOW  GFRANQ UTJWTYJP_31432435_MEOW-MEOW            GFRANQ UTJWTYJP_31432359_MEOW-MEOW

«Час Земли» - час, который объединил мир, ради борьбы с глобальным потеплением

В субботу, 23 марта , на территории ПЗ «Воробьевы горы» (смотровая площадка) прошла акция «Час Земли»,посвященная проблеме глобального потепления.

Акция призывает людей в разных странах мира на один час отключают электричество, чтобы показать свое неравнодушие к будущему нашей планеты и призвать к бережному отношению к ресурсам Земли.chz1

"Час Земли" — абсолютно добровольная акция, люди сами решают, сколько и какие электрические приборы они выключат, где бы они ни находились.

Мероприятие началось в 17.30 на смотровой площадке Воробьевых гор с развлекательно-познавательной программы. В частности, гости посещали выставку экологически чистых видов транспорта, осветительных приборов, работающих на солнечных батареях, фотографировались у тантамарески под музыку ди-джея,

игравшеGFRANQ UTJWTYJP_31432060_BIPLANEго на сцене .GFRANQ UTJWTYJP_31431966_HOLGA В 18.30 состоялось вело-шоу - набор эффектных зрелищных трюков и паркур-шоу.

Акция продолжилась велофлэшмобом на смотровой площадке, участниками, которого стали «Велосветлячки» со светодиодными фонариками, организованного велосипедным движением «Русвелос».


Официальная часть мероприятия на смотровой площадке Воробьевых гор началось в 20.00 с приветственного слова представителей Департамента природопользования Москвы, Департамента топливно-энергетического хозяйства, общественных экологических организаций. А в 20:29 специальный лазерный секундомер под звуки электронного метронома начал отсчет 60 секунд, предшествующих отключению света в высотном здании МГУ им. М.В. Ломоносова на
Воробьевых горах и других зданий. После отключения света, каждый  желающий на смотровой площадке, мог поджечь свечи, которые были выставлены цифрой 60.

 

Программа завершилась в 22.00 праздничным концертом.

GFRANQ UTJWTYJP_31432270_MEOW-MEOW        GFRANQ UTJWTYJP_31432124_HOLGA 


 GFRANQ UTJWTYJP_31432106_DALI       GFRANQ UTJWTYJP_31432163_MEOW-MEOW

 

 

Международный день леса

 

Проблема сохранения леса и его богатств стоит сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. В последние годы тенденции, связанные с обезлесением Земли, вызывают тревогу не только у экологов, но и у всего международного сообщества.den lesa В настоящее время ежегодно по инициативе ООН  21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса (International Day of Forests).  На данный момент, около трети площади суши  составляют леса, из которых 13% относятся к охраняемым природным территориям. Лес  – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты… Однако, с каждым днем площадь мировых лесов неуклонно сокращается, каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров девственного леса. Прежде всего это связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных человеческих нужд. По некоторым экспертным оценкам, за последние 10 тысяч лет человек уничтожил 26 млн. кв. км лесов. Наряду с этим, леса гибнут от пожаров, незаконной вырубки, природных катастроф, воздействия насекомых-вредителей, болезней и других причин. А ведь сокращение площади лесных массивов ведет к непоправимым негативным процессам, имеющим глобальное значение для всей природы и жизнедеятельности всего человечества.
В связи с этим, основной задачей Международного дня леса является привлечение внимания жителей планеты к проблеме сохранения лесов, информирование о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.


Стоит также сказать, что Международный день леса активно отмечается и в нашей стране. Ведь леса – национальное богатство России, на долю которой приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Что определяет глобальное значение лесов для страны не только как источника ценнейшего сырья, но и как важного компонента биосферы, во многом определяющего условия жизни на Земле

.

Научные разработки

 

nauka

В РХТУ имени Д.И. Менделеева 12-14 марта 2013 года состоялась Международная научно-практическая конференция школы молодых ученых и студентов «Образование и наука для устойчивого развития», посвященной 150 летней годовщине со дня рождения В.И. Вернадского.
С докладом по теме: «Повышение мотивации к усвоению экологической компоненты образования для устойчивого развития при проведении практических занятий на городских особо охраняемых природных территориях» выступил профессор, доктор технических наук, главный специалист ГПБУ «Управление ООПТ по ЗАО» В.А. Кузнецов.

 




 

Повышение мотивации к усвоению экологической компоненты

 образования для устойчивого развития при проведении практических занятий на городских особо охраняемых природных территориях

 

 Кузнецов В.А., Беднова О.В.,

Бирюков А.Е., Подольская И.К., Шумилов А.В.

 

1 — РХТУ имени Д.И. Менделеева

2 — Московский государственный университет леса;

3 — ГПБУ «Управление по ООПТ ЗАО города Москва»

 

Повышение эффективности мотивации усвоения знаний происходит, как известно, когда учащийся видит необходимость их приобретения при выполнении определенной работы, которая вносит вклад в решение общей задачи. Для повышение эффективности мотивации усвоения знаний экологической составляющей образования для устойчивого развития, на наш взгляд, целесообразно информировать учащихся об использовании материалов, полученных в ходе практических занятий для научных целей. В частности информация, которая получена в ходе проведения практических занятий учащихся на городских особо охраняемых природных территориях может быть использована для мониторинга их состояния.
Организация таких практических занятий требует создания специальных методических разработок ориентированных на различные группы учащихся и преследующих различные цели в области экологического просвещения и экологического образования. В связи с этим, были разработаны и апробированы методические рекомендации по организации:
• школьного экологического мониторинга водных объектов;
• мониторинга состояния лесных экосистем в условиях рекреационного воздействия при проведении практических занятий студентов;
• практических занятий по почвоведению для студентов специальности «Природопользование»;
• оценки степени загрязнения атмосферного воздуха, акустического загрязнения и радиационного фона при выполнении курсовых и дипломных работ студентов
Под школьным экологическим мониторингом (ШЭМ) понимается часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.
Работу по организации школьного экологического мониторинга водных объектов целесообразно разделить на три составляющие:
1. Теоретические занятия;
2. Практические занятия в классе;
3. Практические занятия в полевых условиях.
При проведении теоретических занятий следует провести вводные занятия по следующим темам:
▪ Основные понятия экологии;
▪ Цели и задачи мониторинга водных объектов;
▪ Основные показатели качества водных объектов;
▪ Вклад школьного экологического мониторинга в общую информацию о состоянии водного объекта.
На практических занятиях в классе необходимо познакомить учащихся с определением органолептических (цвет, запах, прозрачность) и основных гидрохимических (рН, щелочность, жесткость, минерализация и др.) показателей качества воды.
Практическая работа в полевых условиях делиться на три этапа.
На первом этапе необходимо провести рекогносцировочное обследование береговой линии водоема. В ходе такого обследования следует составить линейную схему объекта с указанием мест впадения водовыпусков и притоков, дать описательную характеристику состояния берегов и водной растительности, выбрать места расположения контрольных створов.
На втором этапе целесообразно провести определение основных гидрологических показателей водоема (глубина, скорость течения, расход воды и др.), определить органолептические и гидрохимические показатели качества воды в контрольных створах, принять участие в отборе проб воды для определения ее качества в лабораторных условиях.
На третьем этапе работ составляется график наблюдений и проводится систематические наблюдений за качеством воды в контрольных створах.
Полученные в ходе мониторинга данные передаются в отдел мониторинга данной ООПТ.
Практические занятия по проведению мониторинга состояния лесных экологических систем в условиях рекреационного воздействия предлагается проводить в соответствии со следующей программой:
1.Оценка состояния древостоя.
Эта часть работы включает сбор данных о структуре древесного полога (состав, возраст, вертикальная структура), степени его жизнеспособности, в т.ч. поражённости вредителями, болезнями и другими факторами ослабления.
2.Оценка санитарного состояния насаждений.
Оцениваются величина, структура, характер агрегации в насаждении древесного отпада.
3. Оценка состояния естественного возобновления и подлесочного яруса.
Этот этап мониторинговых исследований важен для прогноза развития фитоценоза и характера возможных сукцессионных смен. Проводятся учеты подроста по породному составу, происхождению, группам высот, густоте, приросту в сочетании с оценкой по категориям состояния и поврежденности фитофагами из числа беспозвоночных и позвоночных животных, поражённости болезнями, повреждённости абиотическими факторами. Периодические учеты такого рода позволяют оценить успешность естественного возобновления, выявить виды, имеющие значение для эндогенных сукцессий лесных сообществ.
4. Геоботанические описания. На этом этапе проводится описание травяно-кустарничкового яруса и напочвенного покрова с комбинированной оценкой обилия-покрытия и анализом структуры эколого-фитоценотических групп видов. Использование индикационных свойств этого компонента фитоценоза позволяют охарактеризовать лесотипологические особенности экотопа и оценить степень его нарушенности. Наблюдения за изменениями общепринятых геоботанических характеристик лесного сообщества можно успешно совместить с мониторингом видов растений, имеющих природоохранный статус или претендующих на его присвоение (например, для подготовки региональной Красной книги или других природоохранных кадастров и т.п.)
По результатам полевых учетов и их обработки составляется описание лесного биогеоценоза, фиксируемое в Паспорте биогеоценотической характеристики.

Методические рекомендации для практических занятий по почвоведению для студентов специальности «Природопользование» разработаны на основе программы курса почвоведение в котором предусмотрены лабораторные работы, связанные с определением морфологических признаков и некоторых физико-химических характеристик почвенных образцов.
В ходе проведения работ студенческого практикума предлагается в качестве образцов использовать почвы отобранные самими учащимися на городских особо охраняемых природных территориях.
Для отбора проб почвы, обследуемая площадь делится на ряд более мелких участков, на каждом из которых, проводится отбор средней пробы почвы и, после изучения в лаборатории, составляется паспорт почв данной пробной площадки и дается ее характеристика.
Полученные данные обобщаются специалистами отдела мониторинга ООПТ и сводная информация анализируется в ходе учебного процесса.
Методические рекомендации для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха, акустического загрязнения и радиационного фона на городских ООПТ разрабатывались для выполнения отдельных курсовых и дипломных работ студентов.

Разработанные методические материалы для проведения практических занятий различных групп учащихся - школьников при проведении мониторинга водных объектов, студентов в период практики на лесных участках ООПТ, позволяющие получить дополнительную научно-техническую информацию о состоянии отдельных компонентов экосистем.
В рамках договоров о содружестве и школьных экологических кружков в течении 5 лет проводится апробация разработанных методических рекомендаций при проведении практические занятия на территориях ООПТ ЗАО. Преподаватели отмечают значительное повышение интересов учащихся к получению экологических знаний, лучшее их усвоение и рост компетенций учащихся.

 

 

 

 

 

 

Масленица

 

В завершении масленичной недели , 16 марта 2013 года ГПБУ «Управление ООПТ по ЗАО», на территории Ландшафтного Заказника «Тропаревский»,  организовало народные гулянья, посвященные празднованию "Широкой Масленицы".

Мероприятие началось в  12 часов. На центральной поляне «Пяти дубов» собралось более 600 жителей ЗАО и гостей столицы.

Большей частью пришедших, конечно же  были дети, которым безумно весело было участвовать вместе со своим родителями в масленичных забавах, таких как: бег на лыжах, рыбалка, перетягивание каната, борьба в гигантских перчатках, надувной городок катание со снежных горок, игра в «Снежки», катание на лошадях. За участие в конкурсах выдавались жетоны, которые потом меняли на горячие блины. Так же для всех желающих была организована полевая кухня, где совершенно бесплатно можно было подкрепиться горячей кашей и  чаем.

liji   loshadi    box

А так же, все пришедшие с интересом наблюдали за показательным выступлением собак породы Ньюфаундленд.  Финалом их показательного выступления был удивительный танец собаки под музыку. dog

Светило солнце, играла музыка, на сцене выступали фольклорные ансамбли – люди гуляли и веселились. Хорошее настроение не покидало никого на протяжении всего мероприятия. Кульминацией праздника стало забрасывание чучела Масленицы снежками.

 masleniza   masleniza 1  masleniza 2

Директор ГПБУ
«Управление ООПТ по ЗАО»

А.Е. Бирюков

"Перепись лесного населения"

 

13.03.2013года в 10.00 на территории ландшафтного заказника "Тропарево" специалист ГПБУ "Управления ООПТ по ЗАО" продемонстрировал, как проходит Перепись "лесного населения". Следы, которые  мы увидели, проходя по маршрутным листам, специалист отмечала в учетных карточках, в последствии, с их помощью и проводят пересчет.

В наших городских лесах и парках успешно обитает  небольшой  «набор» диких  млекопитающих: белка обыкновенная, ласка, горностай, лисица обыкновенная, крот европейский, мелкие мышевидные грызуны и насекомоядные, рукокрылые, то,  что называют летучими мышами, редко  заяц-беляк и заяц-русак, куница лесная, встречаются и другие редкие обитатели.  Если  на территории парка есть  акватории, то не редки ондатра и даже речной бобр. 

 

gornostay 1   gornostay 2  zayac belyak_1

 

Для максимальной эффективности регистрации следов жизнедеятельности, визуальных наблюдений и количественной оценки учитываются  особенности сезонного поведения.

Попадание  на наши  территорию редких видов  представляет    большой  интерес, так по данным Красной книги г. Москвы последние 10 лет на территории ЛЗ «Тропарёвский»  зайцеобразные не регистрировались.  Впервые,  единичные следы зайца  - русака зарегистрированы на луговине, примыкающей с севера к заказнику 13 декабря 2012 года, а 27 февраля этого года зарегистрированы  следы зайца-беляка, предположительно 2 особи.   Экологические  коридоры, соединяющие  городские  леса и подмосковные  это ещё один  важный аспект изучения в зимний период, требующий дополнительного обследования прилегающих природных   территорий. 

Определив  видовой состав, исходя из профессионального опыта, рассчитываем  количественную оценку диких животных.  В первую очередь определяется пригодная к обитанию площадь, во вторую – отмечаются места «привязки» следов зверей к определённым участкам, обладающим  защитными, кормовыми и гнёздопригодными условиями.  В третьих,  учитывается  период жизненного цикла,  т.к. в течение года количественные показатели меняются.  Данный момент -  это период, предшествующий появлению потомства, период активных перемещений и игрового поведения, связанный с поиском и образованием пар.

В ходе ЗМУ 2013 года и проведённого  в  январе - марте 2013 г. мониторинга регистрации следов диких животных на территории  ООПТ  по ЗАО  определены  следующие виды диких животных:  ласка 4-5 особей, горностай 7-8 особей,  лисица обыкновенная 5-6 особей, заяц-беляк 4-5, заяц-русак 1-2.

При зимнем учете 2013 года впервые за время проведения мониторинга на территории ЛЗ «Тропаревский» кроме зайца-русака  зарегистрирован заяц-беляк. Стадо из диких кабанов на момент учета перешло в Московскую область, воспользовавшись водоотводной трубой через МКАД.

Кондратьева Наталья

 

 

Программа развития Москвы

Календарь событий

Апрель 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

QR-код этой страницы

QR-Code dieser Seite